Правительство в четверг рассмотрит поправки в бюджет на 2017 г. на плановый период 2018 и 2019 гг. Это уже второй пакет поправок бюджета в этом году. Бюджет традиционно несколько раз в год обновляют, при этом к концу года традиционно это делается более активно, хотя стоит отметить, что предыдущие поправки вносились совсем недавно, около трех месяцев назад. Общие изменения не такие масштабные, но отдельные поправки обращают на себя внимание. Минфин опубликовал проект поправок накануне, сейчас он проходит антикоррупционную экспертизу. Общие параметры бюджета на 2017 г. меняются не очень сильно: ВВП вырастет до 92,22 трлн руб., по сравнению с 92,19 трлн руб.; расходы вырастают на 41,5 млрд руб., достигая 14,72 трлн руб., при этом основной рост обеспечен увеличением нефтегазовых доходов на 25,7 млрд руб.; расходы увеличиваются на 125,7 млрд, до 16,73 трлн руб. А вот инфляция ожидается на уровне 3,2%, а не 3,8% как в предыдущей редакции. Внешний государственный долг даже немного снизится в рублях – с 9,227 трлн до 9,276 трлн. А в евро увеличился с 48,9 млрд до 45 млрд, тогда как в долларах останется неизменным на отметке $51,8 млрд. Дефицит бюджета в денежном выражении также увеличится, превысив 2 трлн руб., по сравнению с 1,924 трлн руб. в прошлой редакции. Дефицит составит 2,2% ВВП. Секретный бюджет Само по себе увеличение расходов достаточно небольшое, но характерной особенностью бюджета является увеличение секретных доходов. Секретная часть бюджета традиционно увеличивается ближе к концу года, при этом проследить по каким статьям было увеличения невозможно. Закрытая «секретная» часть бюджета выросла сразу на 184,3 млрд руб., и это при сокращении открытой части на 58,5 млрд руб. Доля секретных расходов в общем объеме уже достигает 18,6%, тогда как в изначальном варианте бюджета этот показатель не превышал 17%. Традиционно закрытая часть бюджета – это около половины расходов на армию («национальная оборона») и полицию («национальная безопасность и правоохранительная деятельность»). Сейчас доля закрытой части в финансировании силовиков растет. При этом был включен новый пункт, предполагающий дополнительные расходы на ФСО, связанные с осуществлением бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности. На эти цели предполагается потратить 3 млрд рублей. Кто получит дополнительное финансирование?
Некоторые перестановки и изменения произойдут в финансировании госкомпаний. Так, например, для ВЭБа будет сокращен имущественный взнос на 42,5 млрд руб. в 2017 г. Обычно бюджетная поддержка Внешэкономбанка выражена необходимостью компенсации активов, которые госкорпорация передает в бюджет. Возникающие «дыры» как раз и финансируются из бюджета. Другим госкомпаниям повезло больше. Так, РЖД получит 17,7 млрд., Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) – 3,3 млрд руб., «Ростех» - 15,35 млрд руб. В основном эти средства будут направляться на поддержку конкретных проектов, в том числе инфраструктурных в случае РЖД. Среди банков с госкапиталом дополнительные средства получит только Россельхозбанк в размере 20 млрд руб. в виде взноса в уставный капитал. Проблемы в банковском секторе становятся все более очевидны, поэтому государство вынуждено поддерживать некоторые госбанки. Также стоит остро вопрос о дальнейшей поддержке сельскохозяйственного сектора, и как раз в этих целях увеличивается объем докапитализации, которая в 2017 г. достигнет 50 млрд руб. Всего же на бюджетные инвестиции госкомпаниям будет направлено 40 млрд рублей. Война с «Роснефтегазом» Изменения предусматривают снижение суммы, сверх которой поступающие в бюджет дивиденды "Роснефтегаза" направляются на финансирование проектов разработки самолета Ил-114 и двигателя ПД-35, со 136 млрд до 20,4 млрд руб. В течение 2016 г. "Роснефтегаз" выплатил в бюджет 717 млрд руб.: всю сумму дохода от продажи 19,5% акций "Роснефти" (692,395 млрд руб.) и 24,61 млрд руб. промежуточных дивидендов за 9 месяцев 2016 г. По итогам всего года госхолдинг дивиденды не выплачивал, так как по РСБУ закончил 2016 г. с убытком. Такая позиция в корне не устраивает Минфин. По мнению ведомства, "Роснефтегаз" мог бы выплатить дивиденды из нераспределенной прибыли прошлых лет, говорил глава ведомства Антон Силуанов. "По "Роснефтегазу" мы договорились о том, что 50% от полученных доходов (в виде дивидендов на принадлежащие ему акции "Газпрома", "Роснефти" и "Интер РАО") "Роснефтегаз" должен заплатить. Во всяком случае это было предложение министерства финансов. Окончательное решение будет принято - я еще раз говорю - при подготовке директив правительства", - отмечал Силуанов. "У этой компании есть прибыль прошлых лет, она значительна и может быть источником для дивидендов", - говорил министр. Изначально предполагалось, что «Роснефтегаз» должен был выплатить в 2017 г. 156,5 млрд рублей, включая дивиденды по «Роснефти» в размере 93,4 млрд руб., дивиденды по «Газпрому» в размере 42,6 млрд руб. Также в эту сумму входили те 20,4 млрд руб., которые должны быть направлены на финансирование авиационных проектов государства. Но «Роснефтегаз» в 2016 г. собрал с «Газпрома» и «Роснефти» всего 50 млрд руб., и даже эти средства не были переданы в бюджет. Президентским указом от 2012 г. "Роснефтегаз", совет директоров которого возглавляет руководитель "Роснефти" Игорь Сечин, определен в числе стратегических инвесторов в ТЭК, однако периодически направляет средства и на другие цели. Неспособность правительства добиться перечисления всей прибыли "Роснефтегаза" в бюджет провоцировала сомнения в прозрачности расходования средств. Но президент Владимир Путин, отвечая в декабре прошлого года на такой вопрос, заявил, что деньги "Роснефтегаза" полностью под контролем правительства. "Некоторые вещи мы финансируем оттуда, тогда когда правительство забывает, что есть приоритеты, на которые нужно обращать внимание", - сказал Путин, упомянув в том числе расходы на создание самолетов и авиадвигателей. "Вот на такие вещи, на которые в конечном итоге после всех споров и драк в правительстве денег не оказывается, но которым нужно обеспечить финансирование, мы и будем тратить деньги "Роснефтегаза", - сказал президент. В числе таких проектов - программа модернизации региональных самолетов Ил-114-300 и создание авиадвигателя большой тяги ПД-35. "К сожалению, в правительстве не нашлось денег, чтобы уделить этому внимание и выделить соответствующие средства на развитие этой очень важной для нас техники. Тем не менее мы нашли возможность и из "Роснефтегаза" выделили несколько десятков миллиардов", - говорил президент в июне этого года.
|